Семинар
Методические основы научной работы со
школьниками
2
февраля 2010 г., БФ ПГТУ
Семинар проводится в зале №1 БФ ПГТУ по адресу ул. Тельмана, 7.
Вместимость зала примерно 150 человек. Поэтому регистрация на входе в зал будет
производиться до того момента, когда количество желающих принять участие
превысит 150 человек, при этом преимущество предоставляется тем, кто заранее
сообщил о желании принять участие в семинаре (это можно сделать только
по электронной почте zxenon@narod.ru). К участию в семинаре
приглашаются преподаватели информатики, физики, химии, математики, других
естественно-научных дисциплин; преподаватели школ и дополнительного
образования, ведущие со школьниками научно- и учебно-исследовательскую работу;
мы считаем, что значительная часть материалов семинара будет также полезна для
выполнения научных и исследовательских работ в области экономики, экологии,
географии, биологии, других дисциплин, связанных с природоведением и
естествознанием, возможно – истории, социологии, психологии и т.п.
Темп изложения материала предполагается очень высокий, так как ставится
задача охватить достаточно широкий круг вопросов (пусть даже обзорно). Семинар
по данной программе проводится впервые, поэтому в зависимости от реального
времени изложения, часть вопросов может быть не рассмотрена. Все материалы
лекций и практикумов (презентации, файлы со справочной информацией, файлы с
дополнительной информацией) можно будет записать на носители слушателей
(желательно, «флэшки») по окончании семинара или скачать с сайта Школьной
академии информационных технологий http://saitatp.narod.ru.
Большая просьба к участникам – не опаздывать к открытию семинара.
Программа семинара
8:30 – 9:00. Регистрация участников.
9:00. Открытие семинара.
9:00 – 10:30. Лекция 1. Виды и
тематика научных работ (д.т.н., доцент Затонский А.В.).
- Система научных званий РФ.
Требования к уровню компетенции и решаемые задачи при получении научных
званий бакалавра, магистра, кандидата и доктора наук. Учебно-исследовательская
и научно-исследовательская работа.
- Основные критерии оценки: научная
новизна, практическая важность, актуальность. Цель, объект, предмет,
гипотеза, задачи работы.
- Тематика научных работ. Выбор
темы на стыке дисциплин: естественнонаучная дисциплина (физика, химия, экология,
экономика, лингвистика, история) – математика (моделирование) –
информатика (реализация модели в программном продукте). Примеры возможных
тем.
- Виды научных работ: реферат,
статья, конкурсная работа, квалификационная работа. Перечень ВАК, индекс
цитирования.
- Выполнение научной или
исследовательской работы.
- Научное руководство выполнением
работы.
- Название статьи.
- Основные разделы (план) статьи:
i.
введение;
ii.
постановка задачи;
iii.
обзор существующих решений;
iv.
разработка собственного решения;
v.
его теоретическое исследование;
vi.
применение решения на практике;
vii.
анализ качества решения по экспериментальным данным;
viii.
выводы и планирование дальнейшей работы.
- Терминология, язык изложения,
математическая основа работы.
- Статистическая обработка результатов
исследований. Элементарные средства MS Excel: автоматизация
нумерации, статистические функции, использование формул, построение
диаграмм.
- Процесс написания и правки
работы.
- Оформление работы:
i.
УДК, аннотация, ключевые слова;
ii.
основной текст; использование средств верстки MS Word, MS Equation и других
инструментов оформления работы.
iii.
рисунки и подписи;
iv.
графики и диаграммы;
v.
таблицы;
vi.
список литературы (источников).
- Опубликование, общение с
редакцией.
- Особенности выполнения конкурсной
работы, статьи, тезисов, аннотации, реферата.
10:30 – 12:00. Практикум. Пример
структуризации и повышения научной обоснованности конкретной работы:
составление электронного атласа (сайта) территории. Пример взят с конкурса
работ 2008 года (д.т.н., доцент Затонский А.В.).
- Исходная работа, поступившая на
конкурс. Недостатки в целеполагании, выделении задач, средствах
реализации, представлении результатов исследований.
- Предлагаемый план работы, не
содержащей математической (модельной) основы.
- Предлагаемый план работы,
основанной на математической (модельной) основе.
- Перспективы развития работы.
12:00 – 13:00. Обед. Работает
небольшая столовая (30 посадочных мест). Кроме того, рядом есть столовая по
адресу ул. Тельмана, 3 (здание ПФР) и кафе «Глория», Панфилова, 33 (ВОС, рядом
с рынком). Подготовка сертификатов для зарегистрировавшихся участников.
13:00 – 14:30. Лекция 2.
Моделирование в научной деятельности (к.т.н., профессор Беккер В.Ф.).
- Общие понятия моделирования, его
цели, задачи (прямая, обратная, идентификации) и возможные результаты.
- Виды математических моделей.
Системный анализ в приложении к моделированию.
- Математические модели «черного
ящика». Регрессионная модель и ее разновидности. Методы решения задач
регрессии разной размерности, в том числе, средствами стандартных
математических пакетов. Парная корреляция. Выявление и отброс ошибок
эксперимента. Возможности использования регрессионных моделей.
- Математические модели «белого
ящика». Модели на основе физических, химических и других законов. Модели,
приводящие к решению простейших дифференциальных уравнений и методы их
решения. Пример модели колебательного движения с учетом сопротивления
среды.
- Стохастические модели.
Имитационный эксперимент. Формирование и проверка гипотез путем
имитационного эксперимента. Ограничения и особенности имитационного
эксперимента.
- Моделирование бизнеса.
Структурное моделирование: понятие о методологиях IDEF и ARIS. Модели менеджмента
качества.
- Понятие об экономических моделях.
- Модели экспертных оценок. Группировка,
ранговая корреляция, конкордация мнений. Модели обоснованного выбора,
формулировка и формализация критерия для его дальнейшей оптимизации.
- Решение прямых, обратных,
идентификационных и оптимизационных задач с применением моделей.
Простейшие методы оптимизации.
14:30 – 15:30. Практикум.
Реализация регрессионной модели с помощью разного программного обеспечения
(д.т.н., доцент Затонский А.В.).
- Пример обработки данных
исследований для построения линейной одопараметрической регрессионной
зависимости разными способами в MS Excel и оформление результатов
в MS Word.
- Базовая информация о пакетах MathCAD, MatLab, расширенных
возможностях MS Excel (в т.ч. использование VBA для реализации моделей и алгоритмов). Пример их
использования при построении той же регрессионной модели модели.
- Разработка собственного
программного продукта. Языки программирования и их особенности, выбор
средства реализации модели.
- Основные этапы жизненного цикла
программного обеспечения. Методы наращивания функциональности, отладки,
тестирования, использования программного обеспечения.
- Реализация той же модели в среде Delphi.
- Методы визуализации результатов
расчетов с использованием пакетов прикладных программ и в составе
оригинального программного обеспечения.
15:30 – до
окончания семинара. Круглый стол, обмен мнениями, формирование совместных
планов деятельности. Выдача сертификатов зарегистрировавшимся участникам.