Семинар
Методические основы научной работы со
школьниками
2
февраля 2010 г., БФ ПГТУ
 
Семинар проводится в зале №1 БФ ПГТУ по адресу ул. Тельмана, 7.
Вместимость зала примерно 150 человек. Поэтому регистрация на входе в зал будет
производиться до того момента, когда количество желающих принять участие
превысит 150 человек, при этом преимущество предоставляется тем, кто заранее
сообщил о желании принять участие в семинаре (это можно сделать только
по электронной почте zxenon@narod.ru). К участию в семинаре
приглашаются преподаватели информатики, физики, химии, математики, других
естественно-научных дисциплин; преподаватели школ и дополнительного
образования, ведущие со школьниками научно- и учебно-исследовательскую работу;
мы считаем, что значительная часть материалов семинара будет также полезна для
выполнения научных и исследовательских работ в области экономики, экологии,
географии, биологии, других дисциплин, связанных с природоведением и
естествознанием, возможно – истории, социологии, психологии и т.п.
Темп изложения материала предполагается очень высокий, так как ставится
задача охватить достаточно широкий круг вопросов (пусть даже обзорно). Семинар
по данной программе проводится впервые, поэтому в зависимости от реального
времени изложения, часть вопросов может быть не рассмотрена. Все материалы
лекций и практикумов (презентации, файлы со справочной информацией, файлы с
дополнительной информацией) можно будет записать на носители слушателей
(желательно, «флэшки») по окончании семинара или скачать с сайта Школьной
академии информационных технологий http://saitatp.narod.ru.
Большая просьба к участникам – не опаздывать к открытию семинара.
 
Программа семинара
8:30 – 9:00. Регистрация участников.
9:00. Открытие семинара.
 
9:00 – 10:30. Лекция 1. Виды и
тематика научных работ (д.т.н., доцент Затонский А.В.).
 - Система научных званий РФ.
     Требования к уровню компетенции и решаемые задачи при получении научных
     званий бакалавра, магистра, кандидата и доктора наук. Учебно-исследовательская
     и научно-исследовательская работа.
- Основные критерии оценки: научная
     новизна, практическая важность, актуальность. Цель, объект, предмет,
     гипотеза, задачи работы.
- Тематика научных работ. Выбор
     темы на стыке дисциплин: естественнонаучная дисциплина (физика, химия, экология,
     экономика, лингвистика, история) – математика (моделирование) –
     информатика (реализация модели в программном продукте). Примеры возможных
     тем. 
- Виды научных работ: реферат,
     статья, конкурсная работа, квалификационная работа. Перечень ВАК, индекс
     цитирования.
- Выполнение научной или
     исследовательской работы. 
  - Научное руководство выполнением
      работы.
- Название статьи.
- Основные разделы (план) статьи: 
                                                              
i.     
введение;
                                                            
ii.     
постановка задачи;
                                                           
iii.     
обзор существующих решений;
                                                          
iv.     
разработка собственного решения;
                                                            
v.     
его теоретическое исследование;
                                                          
vi.     
применение решения на практике;
                                                         
vii.     
анализ качества решения по экспериментальным данным;
                                                       
viii.     
выводы и планирование дальнейшей работы.
 
  - Терминология, язык изложения,
      математическая основа работы.
- Статистическая обработка результатов
      исследований. Элементарные средства MS Excel: автоматизация
      нумерации, статистические функции, использование формул, построение
      диаграмм.
- Процесс написания и правки
      работы. 
- Оформление работы:
                                                              
i.     
УДК, аннотация, ключевые слова;
                                                            
ii.     
основной текст; использование средств верстки MS Word, MS Equation и других
инструментов оформления работы.
                                                           
iii.     
рисунки и подписи;
                                                          
iv.     
графики и диаграммы;
                                                            
v.     
таблицы;
                                                          
vi.     
список литературы (источников).
 
  - Опубликование, общение с
      редакцией.
- Особенности выполнения конкурсной
     работы, статьи, тезисов, аннотации, реферата.
 
10:30 – 12:00. Практикум. Пример
структуризации и повышения научной обоснованности конкретной работы:
составление электронного атласа (сайта) территории. Пример взят с конкурса
работ 2008 года (д.т.н., доцент Затонский А.В.).
 - Исходная работа, поступившая на
     конкурс. Недостатки в целеполагании, выделении задач, средствах
     реализации, представлении результатов исследований.
- Предлагаемый план работы, не
     содержащей математической (модельной) основы.
- Предлагаемый план работы,
     основанной на математической (модельной) основе.
- Перспективы развития работы.
 
12:00 – 13:00. Обед. Работает
небольшая столовая (30 посадочных мест). Кроме того, рядом есть столовая по
адресу ул. Тельмана, 3 (здание ПФР) и кафе «Глория», Панфилова, 33 (ВОС, рядом
с рынком). Подготовка сертификатов для зарегистрировавшихся участников.
 
13:00 – 14:30. Лекция 2.
Моделирование в научной деятельности (к.т.н., профессор Беккер В.Ф.).
 - Общие понятия моделирования, его
     цели, задачи (прямая, обратная, идентификации) и возможные результаты.
- Виды математических моделей.
     Системный анализ в приложении к моделированию. 
- Математические модели «черного
     ящика». Регрессионная модель и ее разновидности. Методы решения задач
     регрессии разной размерности, в том числе, средствами стандартных
     математических пакетов. Парная корреляция. Выявление и отброс ошибок
     эксперимента. Возможности использования регрессионных моделей.
- Математические модели «белого
     ящика». Модели на основе физических, химических и других законов. Модели,
     приводящие к решению простейших дифференциальных уравнений и методы их
     решения. Пример модели колебательного движения с учетом сопротивления
     среды.
- Стохастические модели.
     Имитационный эксперимент. Формирование и проверка гипотез путем
     имитационного эксперимента. Ограничения и особенности имитационного
     эксперимента.
- Моделирование бизнеса.
     Структурное моделирование: понятие о методологиях IDEF и ARIS. Модели менеджмента
     качества.
- Понятие об экономических моделях.
- Модели экспертных оценок. Группировка,
     ранговая корреляция, конкордация мнений. Модели обоснованного выбора,
     формулировка и формализация критерия для его дальнейшей оптимизации.
- Решение прямых, обратных,
     идентификационных и оптимизационных задач с применением моделей.
     Простейшие методы оптимизации.
 
14:30 – 15:30. Практикум.
Реализация регрессионной модели с помощью разного программного обеспечения 
(д.т.н., доцент Затонский А.В.).
 - Пример обработки данных
     исследований для построения линейной одопараметрической регрессионной
     зависимости разными способами в MS Excel и оформление результатов
 в MS Word.
- Базовая информация о пакетах MathCAD, MatLab, расширенных
     возможностях MS Excel (в т.ч. использование VBA для реализации моделей и алгоритмов). Пример их
     использования при построении той же регрессионной модели модели.
- Разработка собственного
     программного продукта. Языки программирования и их особенности, выбор
     средства реализации модели. 
- Основные этапы жизненного цикла
     программного обеспечения. Методы наращивания функциональности, отладки,
     тестирования, использования программного обеспечения.
- Реализация той же модели в среде Delphi.
- Методы визуализации результатов
     расчетов с использованием пакетов прикладных программ и в составе
     оригинального программного обеспечения.
 
15:30 – до
окончания семинара. Круглый стол, обмен мнениями, формирование совместных
планов деятельности. Выдача сертификатов зарегистрировавшимся участникам.